?

Log in

No account? Create an account






31
Когда-то книги Тэффи были очень популярны. Михаил Зощенко писал, что её книги непременно брали в длинную дорогу, считая её рассказы занимательными и смешными. К сожалению,  многие поколения  не имели возможности познакомиться  с творчеством Тэффи. И даже её имя многим из современных читателей мало знакомо.

Будем знакомиться! Тэффи – псевдоним Надежды Александровны Лохвицкой(1872-1952), которая родилась  в Петербурге в семье известного адвоката, профессора уголовного права Л.В.Лохвицкого. Но точная дата рождения Тэффи неизвестна, т.к. при жизни Надежда Александровна, как и многие женщины,  была склонна скрывать свой возраст. В эмигрантских документах значится и 1980г. и 1985г. рождения.С местом рождения тоже не всё ясно. По ещё одной версии  Тэффи родилась в Волынской губернии в имении её родителей.

В этой семье все дети писали стихи. Поэтессу Мирру Лохвицкую , называли «русской Сафо». Сестра Варвара писала под псевдонимом Мюргит. Самая младшая – Елена была автором нескольких пьес, которые шли в театрах. По одной из версий псевдоним Тэффи  взят из сказки Киплинга «Как было написано первое письмо», где маленькую девочку первобытного человека звали: «Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлёпать-за-то-что-она-такая-шалунья», а коротко и ласково -  Таффи.

Nadezhda_Teffi__Nadezhda_Teffi._Vospominaniya (1)Сама же Надежда Александровна вспоминает, что происхождение этого псевдонима относится к первым шагам её литературной деятельности, когда она написала одноактную пьеску и очень хотела, чтобы эта пьеска была поставлена на сцене театра. Подписывать своим именем она не хотела, т.к. недавно были напечатаны  два-три её стихотворения. А здесь нужно было крупное литературное имя, иначе пьесу даже и не станут читать, не то, чтобы ставить. Подписаться нужно было  таким именем, которое принесло бы счастье. А счастливы всегда были дураки. И вспомнился ей один дурак, которому всегда везло. Это был Степан, которого домашние называли Стэффи. Отбросив одну букву, Надежда Александровна  подписала свою пьеску «Тэффи»  и послала в дирекцию Суворинского театра. Одноактную пьесу «Женский вопрос» поставили, и она понравилась публике, которая давно так не смеялась. Мало того, на следующий день автору довелось впервые в жизни беседовать с журналистом, который и поинтересовался, что означает псевдоним. Надежда Александровна попыталась рассказать всю правду, но журналист сказал, что он слышал, что это из Киплинга. Да, действительно, у Киплинга есть такое имя… Так и осталось – Тэффи.

18959969.cover_250
С детских лет Надя увлекалась  литературой. Среди любимых  было «Детство» и Отрочество» Л.Н. Толстого, которое органически слилось с  её собственным детством, словно не читала, а просто прожила его. «Войну и мир» она читала в 13-летнем возрасте в ущерб заданным урокам, была влюблена в князя Андрея Болконского, поэтому Наташу ненавидела. Даже к Толстому она ходила, чтобы попросить «не убивать» князя. Купила портрет писателя, обдумала, что скажет. Но, когда появился   Л.Н.Толстой  -  растерялась, протянула ему карточку и пролепетала, почему-то не выговаривая букву «р»: «Вот, плосили фотоглафию подписать». И тут же поняла, что не сможет ничего рассказать и не посмеет ни о чём просить, так осрамилась. Потом плакала в подушку.
BC4_1490523557
Любившая сочинять сатирические стихи и рисовать карикатуры Тэффи, начинает писать фельетоны. Комизм  «авторской» речи, малое количество персонажей,  «короткая строка» - всё это она с успехом использует и в юмористических рассказах.

С 1908г. Тэффи работает в знаменитом юмористическом журнале «Сатирикон».

В 1910г. наступил поворотный момент в жизни и творчестве Тэффи. Выпустив в издательстве «Шиповник» свои юмористические рассказы и стихи, она добилась признания и критики, и читателей. Первая книга «Юмористических рассказов» имела успех, так как на неё отозвались сердца читателей от восьми до восьмидесяти лет. В качестве эпиграфа к этому изданию были слова Спинозы: «Ибо смех есть радость, а посему сам по себе – благо».

В 1918г. Тэффи вместе с Аверченко сначала уезжает в Киев, затем на юг,  но окончательно обосновывается в Париже. В эмиграции писательницу по праву считали  одной из крупнейших фигур русского зарубежья.
Тэффи любила кошек. Считала их удивительно умными созданиями,  и просто не понимала,  как их можно не любить, а человека, не любившего кошек,  считала подозрительным. У неё был целый кошачий эпос:


Кто всех философов умней,
Красивей всех Венер,
Кто удивляет всех людей
Изяществом манер?
И кто чудесней всех чудес,
Небесней всех небес?
Кто шубу носит круглый год
И упоительно поёт?
Кто это? Это – КОТ.


1932340_Teffi
02020595.cover_max1500
930313074
chernyj-iris-belaya-siren_213100















Тэффи  прожила долгую творческую жизнь.  Она пережила две мировые войны и три русских революции. За более чем пятьдесят лет литературной деятельности она опубликовала огромное количество фельетонов и  рассказов. Кроме того, её перу принадлежат пьесы,  либретто, стихи, песни, рецензии. Она выпустила более тридцати книг. Её стихи становились  романсами, она любила под гитару их напевать. Даже Вертинский пел её романсы. Но сама Тэффи говорила, что любит стихи и сама их пишет, но… «юмористка кормит поэтессу».

i

Куприн справедливо отметил «замечательный, драгоценный» талант Тэффи.

Будем надеяться, что более полное познание и прочтение Тэффи нашими читателями ещё впереди.



 






17.1 252673802678ec4453f0af181


Виктор Платонович Некрасов родился в 1911г. на Украине в Киеве. Отец – банковский служащий. Мать – врач-фтизиатр. Виктор окончил архитектурный факультет Киевского строительного института. Параллельно  с институтом  занимался в  театральной студии.  После окончания на протяжении четырех лет работал театральным художником и актером  в театрах Владивостока, Ростова-на-Дону, Кирова.

С 1941 по 1944г. был на фронте заместителем командира саперного батальона и полковым инженером. После ранения  в начале  1945 года демобилизован.

3e978Виктора Некрасова комиссовали как инвалида после длительного лечения в госпитале. Пальцы на правой руке практически не двигались. Врач посоветовал их разрабатывать самостоятельно посредством  ежедневного рисования  или писания. Тогда- то Некрасов и решил создать что-то вроде любимого романа Ремарка «На западном фронте без перемен». Только события этого романа развивались в Сталинграде, где он воевал и был ранен. Роман «На краю земли» был предложен нескольким издательствам в Киеве, но все ему отказали. Потом, по стечению обстоятельств, рукопись попала в Москву к известному литературному критику Владимиру Александрову, который посоветовал Некрасову роман переделать и сократить. Так, в 1946г. увидела свет повесть под названием «В окопах Сталинграда».

Твардовский и Эренбург,  Симонов и  Бек, Гроссман и Платонов считали, что эта повесть – лучшее произведение о Великой Отечественной войне, написанное правдиво и объективно. Резко отрицательно отнеслись к повести в руководстве Союза писателей. И только Сталинская премия 2-й степени спасла повесть от запланированного разгрома. Всю премию Некрасов потратил на приобретение  колясок для инвалидов войны.

«В. Некрасов пришёл в литературу отнюдь не как литератор, – он пришёл как солдат, видавший будни войны и стремившийся только к тому, чтобы рассказать правду о них...», - так говорили  о нем критики.
  
Виктор Некрасов хорошо знал Киев и очень любил этот город. Благодаря Некрасову дом М.Булгакова на Андреевском спуске стал современной легендой. После опубликования очерка «Дом Турбиных» в «Новом мире»(1967) сюда потянулись люди. Babij-YAr

В «Литературной газете» Некрасов писал о необходимости увековеченья памяти советских людей, расстрелянных фашистами в Бабьем Яре в 1941году. Немалая заслуга писателя в том, что  он не допустил сооружения стадиона на костях погибших, а добивался того, чтобы там поставили памятник. И памятник в Бабьем Яре был установлен.



P6130099
Некрасов был еще и сценаристом. Это по его сценарию был снят фильм «Солдаты», который получил премию Всесоюзного кинофестиваля. Это по его сценарию был создан документальный многосерийный фильм «Неизвестному солдату», получивший почетную награду на Лейпцигском фестивале документальных фильмов, а также хроникальный фильм «Пятьдесят восемь минут в Италии», кинофильм «Город зажигает огни».

BC4_1490771878 1007171112В эмиграции Некрасов жил в Париже, очень скучал по городу, где родился:
«Милый, милый Киев! Как я соскучился по твоим широким улицам, по твоим каштанам, по желтому кирпичу твоих домов, темно-красным колоннам университета…  Умру – отвезут на Сен-Женевьев-де-Буа".

                            



                                         
                                       
                       
630957_900                

  




7c147dcc7d4b236441d0912e05d955e2


Где последний приют солдата?
                                                           Кто заплачет о нем навзрыд?
                                                           Ведь считали же мы когда-то,
                                                           Что никто у нас не забыт.
                                                               М. Матусовский

Песни на стихи нашего известного земляка Михаила Матусовского (1915-1990) поет весь мир. Причем «Подмосковные вечера» - на русском языке.

    Когда в любимом нами родном Луганске цветет акация, на память невольно приходят слова из романса к фильму «Дни Турбиных»:
«…белой акации гроздья душистые
ночь напролет нас сводили с ума».

Больше всего песен у поэта о Великой Отечественной войне. Ведь Михаил Матусовский  с первых дней войны был на фронте в качестве военного корреспондента.

    Защита кандидатской диссертации М. Матусовского по теме «Очерки поэтического стиля древнерусских воинских повестей периода татарского нашествия на Русь», назначенная на 27 июня 1941, года прошла  в отсутствие соискателя.  В это время он был уже на фронте.

    О первом дне  войны Михаил Матусовский написал много позже в книге воспоминаний «Семейный альбом»:
«Куда было кинуться 22 июня сорок первого года, в день, полный ожиданий известий с фронта, прощальной грусти военных маршей, передаваемых по радио.
Я направился в дом, именуемый Домом Друзей, где жили Павел Григорьевич Антокольский и его жена…  Первыми, кого я увидел здесь, были Нина и Микола Бажаны, застигнутые войной по дороге на Киев и укрывшиеся в доме Антокольских, как прячутся от внезапной грозы.
Могли ли мы предугадать тогда или предчувствовать, что кому из нас  уготовано судьбой?  И Павел Григорьевич не знал, какою ценой ему суждено написать одну из своих лучших поэм; а герой будущей поэмы, Вова, жил пока в узком арбатском переулке, с неутраченным детским интересом рассматривал альбомы марок…
Он погиб восемнадцатилетним мальчиком, младшим лейтенантом, в местах, координаты которых точно обозначены в поэме «Сын»: «в районе Жиздры, западней Орла».
…И Миколе Платоновичу Бажану даже во сне присниться не могло, что он лишится Днепра, аистов, которых нежно зовут «лелеками», улиц, сбегающих вниз или круто забирающихся в гору, киевских каштанов и соборов и всей Украины, и немало надо будет ему исколесить шоссейных и грунтовых дорог, пролить слез над письмами, доставленными через огненную линию фронта, поползать на животе по взрыхленному взрывами снегу, покуда вновь, хатына за хатыною, тополя за тополею, село за селом, не воротим мы эту многострадальную землю обратно».

matusovsky14Михаил Матусовский прошел всю войну от первого до последнего дня корреспондентом газет Западного, Северо-Западного, Второго Белорусского фронтов.

         День Победы застал его в Померании. Редактор газеты требовал стихи в номер, посвященный Победе.  Стихи не писались: «Так все перекипело и выгорело внутри, так долго мы ждали этого, что все слова казались пустыми и немощными».

    В 1945 году  М. Матусовский, находясь далеко от Родины, написал такие строки:

Однажды вдали от отцовского дома,
Шагая слепыми путями войны,
Под небом чужбины, где все незнакомо,
где даже рассветы угрозы полны,
Где пепельной пылью дорога покрыта,
Где отдых короткий нам выпал на час, -
Нашел я на рельсах кусок антрацита
И тихо сказал ему: «Здравствуй, Донбасс!»       1005992888 (1)

    В 1992 году,  уже после смерти поэта, вышла последняя книга стихов Михаила Матусовского «Горечь». В ней снова, обнаженно и жестко, звучит тема минувшей войны.
         В разделе книги под названием «Свободное дыхание» вы найдете несвойственные для пера поэта-песенника  стихи в прозе
«Дом в Ложинах»
                            «И было абсолютно неизвестно, кто должен возвратиться в дом в Ложинах, а, кто, не дописав последней строчки и не успев доснять последних кадров, укрыв собою ледяную землю, останется лежать под Фанзаводом…»
«Прощание с командармом»
    «Ну да что ж это в самом деле, как такое могло случиться, почему мы не отстояли командарма Шестой Воздушной, - человека, что не однажды расправлялся с самою смертью, что из всех положений в схватке выбирал острие атаки, что за годы войны ни разу не показывал немцам спину…»
«Уроки хлеба»
                «…самый опытный мастер, стараясь испечь этот хлеб несчастья и отруби смешивая с мукою, не смог воссоздать его вкус и запах, - безумье ночной воздушной тревоги или внезапного артналета, молчанье очереди за хлебом, встающей у булочной до рассвета, привкус окалины или горя и этот страх не дойти до дома, шагая по Кировскому проспекту»
«Разве я когда-нибудь забуду…»
                «Разве я когда-нибудь забуду это щемящее чувство братства, когда у вас все становится общим; и эта поляна в солнечных пятнах, и эти разрывы над головою, и боль, которую не ослабить даже воздействием пантопона, когда вы сидите настолько близко, что разобрать уже невозможно: твоя это кровь или кровь чужая…»

KxsVYL0krBI     В своих воспоминаниях Михаил Матусовский  сожалел, что не успел рассказать обо всех достойных людях, которых встречал на фронтовых  перепутьях. О тех, кто трясся с ним в кузовах случайных попуток, кто лежал в кюветах под бомбежкой, кто вытаскивал его на плащ-палатке с поля боя: дружелюбных, совестливых, бескорыстных и самоотверженных.

                В сырых землянках, в сумраке траншей-
                Нигде я не встречал плохих людей…
                Казалось, здесь Россия собрала
              Все лучшее, что только лишь могла.

«Лично для меня тема войны не кончилась и не кончится никогда», - писал Михаил Матусовский.

      13192380  И опять о войне, о войне,
          О пурге, обжигающей лица,
          О седой обгорелой стерне,          
          Где почти невозможно укрыться…
          Об уменье не высказать страх,
          Леденящий нам душу некстати.
          О разведчике, раненом в пах,
          Умирающем  рядом в палате…
          О  защитного цвета броне,
          О прицельном и кучном огне,
          О намокшем шинельном сукне,
          О бумажных крестах на окне…
          И опять – о войне, о войне –
        О  другом  пусть напишут другие.                                      
 

   

d41c69bcea652b0ec8da123e10977819 1005764578 e26634f75fa3f7b790be9138d4e05512 img22








trublaintrublaini-books

Моя мета — запалити юних читачів бажанням стати
дослідниками Арктики, моряками, що не побояться
штормів, авіаторами, що зуміють повести літаки на
тисячокілометрові віддалі, інженерами і вченими, що
дізнаються про всі таємниці природи і переможуть
усі стихії…
                               МИКОЛА ТРУБЛАЇНІ



Микола Петрович Трублаєвський (Трублаїні), ( 1907 -1941) - талановитий український письменник, кореспондент, невтомний мандрівник, щирий і вірний друг  дітвори.

         На курсах журналістики Миколу інколи  люб’язно-жартівливо називали Трублаїні. Хто міг подумати, що письменник візьме собі цей літературний псевдонім…

     
foto-mikoli-trublan-skachati Згадуючи початок своєї літературної діяльності, Микола Петрович, сміючись говорив, що якби він не упав із поїзда, намагаючись поїхати на врангелівський  фронт, то не став би письменником. А було це у двадцятому, восени… Громадянська війна захопила як дорослих,  так і ровесників Трублаїні. Микола вирішив кинути навчання і поїхати на фронт. Стрибнувши на підніжку вагона, переповненого червоноармійцями, він уже уявляв себе то кулеметником, то героєм-розвідником… Та підліток задрімав, зірвався з підніжки і покотився піл укіс. Його підібрали, прийшлось втрутитись і костоправу,  і Микола без слави повернувся в село.

         Почуття нового завжди було притаманне Трублаїні. Коли країна почала освоювати Арктику, північні морські шляхи, Микола Петрович став полярником. Свої перші кореспонденції з Далекого Сходу: «Великим Сибірським шляхом» і «Листи з далекої подорожі» письменник публікував у «Вістях» під псевдонімом Гнат Завірюха.

         В нього було одне велике щастя: він був романтиком. Свідомо чи ні, та раз потрапивши в ті краї – ще на криголамі «Літке» на острів Врангеля , - він стає пристрасним поетом морів та океанів героїчної Півночі, багато подорожує  по Україні, сибірській тайзі, по Криму й Кавказу…

   
14016-trublani-mikola-opovidannya-pro-daleku-pivnich Про свої враження автор розповідає в книгах : «Людина поспішає на поміч», «До Арктики через тропіки», «Літке»  – переможець криги».

         Микола Трублаїні пише ряд оповідань, в яких засобами художнього слова лаконічно і виразно розповідає про незвичайні та  дивовижні історії життя північних народів: «Морем плив тюлень», «Берег невідомого острова», «Лови білого ведмедя», «Погонич блакитного кита», «Володька-рибалка», «Хатинка на кризі», «Малий посланець», «Крила рожевої чайки» та ін..

         В 1934 році Микола Трублаїні організовує при Харківському Палаці піонерів Клуб юних дослідників Арктики, в якому дітвора здобуває  не тільки теоретичні знання, а й здійснює  ряд мандрівок.  Першою і однією із захоплюючих була дитяча екскурсія  за Полярне коло у вагоні  під назвою «Криголам на колесах». У вагоні було все, що потрібно дослідникам – від компаса до штурманської рубки. Можна собі уявити як любили свого письменника діти – надзвичайного вигадника, завжди юного і  енергійного.

         Подорожі завжди надихали Трублаїні  на творчість. Його книжки з’являлись у бібліотеках та книжкових крамницях. Він подарував для юних  поколінь чистий і цінний скарб своєї душі і розуму: кілька томів своїх прекрасних творів.


лахтак 1446718122_008 P4240008 imgv852

         В тридцяті роки виходять його твори для дітей та юнацтва: «Лахтак», «Курсом норд-ост»,«Мандрівники», «Вовки женуться за оленями», «Шхуна «Колумб», чимало оповідань та казок. Науково-фантастичний роман «Глибинний шлях» побачив світ уже після смерті автора.

         В гостросюжетній пригодницькій повісті «Лахтак» - головний герой штурман Кар. Очоливши команду на судні, досвідчений штурман, завдяки своїй витримці і рішучості виходить переможцем із крижаного полону, врятовує корабель та його команду.

     
Коли розпочалась війна з фашизмом  Трублаїні пішов на фронт військовим кореспондентом. Вранці 4 жовтня 1941 року на полк, в якому перебували журналісти, налетіло сім важких німецьких бомбардувальників. Під час нальоту в полі біля села Козолугівка Запорізької області  був поранений  і  Микола Петрович. Помістили письменника у санітарний поїзд, що йшов на Ростов. Удосвіта 5 жовтня Трублаїні помер. Йому було 34 роки. Поховали письменника разом з померлими від ран бійцями біля залізничного насипу недалеко від Ровеньків Луганської області.
 
depositphotos_45014629-Carnations-George-ribbon-field-cap-and-old-letters



P1150004


Английская литература – одна из богатейших литератур мира, давшая человечеству Чосера, Шекспира, Дефо, Байрона, Диккенса, Шоу и многих других романистов, драматургов,  поэтов.  Становясь достоянием национальной культуры, великие произведения искусства не утрачивают своего значения и для последующих эпох  и поколений.
В истории английской литературы, впрочем, как и в истории любой другой литературы существуют определенные этапы развития. Мы не ставим перед собой задачу полностью осветить каждый. Но мы попытаемся раскрыть  богатство и разнообразие английской литературы. Возможно, кто-то не найдет для себя ничего нового, но вспомнит о прочитанном  ранее и захочет перечитать и переосмыслить. А для кого-то откроется совершенно новое, не знакомое ранее «Многоцветье  английской литературы».
Женщины-писательницы в английской литературе занимают особое место.


P1150031

Дафна Дю Морье писала в жанре психологического триллера. Огромными тиражами расходились ее книги. Всем известный роман «Ребекка» экранизирован 11 раз - http://lylabon.livejournal.com/13434.html

Агата Кристи – «королева детектива», одна из самых  издаваемых писательниц. «Десять негритят» считала своим лучшим произведением.
pic
Айрис Мердок – одна из лучших романисток ХХ века. Лауреат  Букеровской премии за роман «Море, море».

Энид Мэри Блайтон  писала приключенческие истории для подростков. Ее книги  до сих пор переводятся на разные языки мира.

Современники Джейн Остин  были не слишком высокого мнения о ее сочинениях. Даже «Гордость и предубеждение», впоследствии самый  известный ее роман,  сочли скучным и незначительным. Но все меняется.
Произведения Джейн Остин ставятся на сцене, экранизируются и переиздаются большими тиражами.


три сестры
Сестры  Бронте  мгновенно  и ярко ворвались в  английскую литературу  и также внезапно ушли. «Джен Эйр» Шарлотты Бронте и «Грозовой перевал» Эмили Бронте, а также «Незнакомка из Уайлдфелл-Холла» Энн Бронте  интересны нашим читателям по сей день. (http://lylabon.livejournal.com/33140.html)

Памела Трэверс — английская писательница, в основном известна  любителям детской литературы как автор серии книг о Мэри Поппинс.

Славится английская литература поэтами-романтиками. Мы знаем Байрона, нам известно имя Шелли. А вот  их современники Вордсворт, или Кольридж нам почти не известны.  Многие помнят  эти строки: «Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он…» И мысли наши развиваются в направлении русского романса. А по одной из версий автором этих строк является английский поэт-романист Томас Мур.

Классика, приключения,  исторические романы, детективные истории, фантастика – все это и сейчас популярно.  Этих английских писателей читали раньше и читают сегодня:
88000049394
Чарльз Диккенс — гордость Англии. Его произведения  реалистичны  и сентиментальны, сказочное начало переплетается с действительностью.

«Лунный камень» Уилки Коллинза - первый детектив,  написанный на английском языке. main_img
Артур Конан Дойл – автор захватывающих историй о  Шерлоке Холмсе  и его бессменном напарнике, докторе Ватсоне.

265346_27f67d865ba2bb577f26b8bd13d60690 CTqt5kEU8AAhoc0
Непревзойденные мастера историко-приключенческих романов - Вальтер Скотт «Айвенго» и Роберт Льюис Стивенсон «Остров сокровищ».

P6130098
Г. Хаггард - путешественник, автор исторических  и  приключенческих романов «Клеопатра», «Дочь Монтесумы», «Копи царя Соломона». (http://lylabon.livejournal.com/34929.html)
djerom-k-djerom-predislovie-9541-large
Если у вас плохое настроение, перечитайте Джерок К. Джером
«Трое в лодке, не считая собаки».
ору
Книги Джорджа  Оруэлла, «Скотный двор» и роман «1984», могут подтолкнуть вас к переосмыслению окружающего мира. (
http://lylabon.livejournal.com/24293.html)

4гУильям Голдинг - автор философско-аллегорических романов, которые заставляют задуматься о смысле жизни, о человеческих пороках «Повелитель мух», «Свободное падение», «Шпиль». (http://lylabon.livejournal.com/30725.html)

202195
Дэвид Митчелл и его блестящий, виртуозный роман «Облачный атлас». (
http://lylabon.livejournal.com/30085.html)


3Джоан Роулинг – невероятно популярная английская писательница, автор серии романов о Гарри Поттере. (
http://lylabon.livejournal.com/30687.html)


И этот список можно продолжить… Байрон, Бернс, Бульвер-Литтон, Теккерей, О.Уальд, Б.Шоу, Шекспир,  Голсуорси, Д.Дефо С.Моэм, Дж.Олдридж, Киплинг(
http://lylabon.livejournal.com/31593.html), Дж.Даррел, Л.Кэрролл, Т.Гарди, Г.Уэллс, Т.Пратчетт, Льюис, Толкин, Милн...
Все эти и другие  замечательные произведения действительно заслуживают того, чтобы Вы их прочли.
1


i




Тема природы - одна из древнейших и вечных тем в мировом искусстве.
Во все времена красота родной природы побуждала мастеров искусства слова браться за перо, чтобы воспеть ее великолепие в стихах и прозе.



                          …Я нашел себе любимое дело: искать и открывать в природе
прекрасные стороны души человеческой.

М. М. Пришвин
Михаила Михайловича Пришвина называют «певцом природы»  неслучайно.  Владея огромным богатством русского языка, зная его красоту, в описании русской природы он умело находил точное слово, зримое, ощутимое, «свое» слово. Поэтому и звучит его проза, как песня.
За свою долгую и интересную жизнь М. М. Пришвин (1873-1954) вдоль и поперек исколесил родной край, необозримые просторы земли русской.   Бывал он и в Заполярье, и на Дальнем Востоке, и в Кавказских горах, добрался даже до Азии, куда хотел убежать в детстве.
И каждое путешествие, каждое яркое впечатление нашло отражение в его произведениях – неповторимой прекрасной Поэме о Жизни и Человеке.
Итогом нелегких странствий молодого Пришвина-путешественника и этнографа по дикому Северу с его суровой девственной русской природой, скупой и ясной народной речью стали книги очерков «В краю непуганых птиц» (1907) и «За волшебным колобком» (1908).
[[[_000В краю непуганных птиц 005Книга «В краю непуганых птиц» была проиллюстрирована фотографиями, сделанными самим Пришвиным.   Он  считал, что они дополняют словесный авторский образ.   «К моему несовершенному словесному искусству я прибавлю фотографическое изобретательство», - писал М. Пришвин в дневнике.
20-е годы – середина жизни Михаила Михайловича. Он жил в центре России, в Московской области, в лесных селах, по берегам рек и озер, пристально и неспешно вглядываясь в таинственное лицо природы и отдавая все силы писанию.
Наряду с «Охотничьими рассказами»  М. Пришвина выходят и необыкновенно лиричные «крошечные повестушки»,  составившие книгу «Календарь природы».
В 1931 году Пришвин совершает поездку на Дальний Восток. Три месяца бродит он по тайге и сопкам и привозит новое философское произведение – поэму «Женьшень», или «Корень жизни».
«…В самый разгар цветения ржи, когда золотистая пыльца дозорной тучкой носилась над полем, грянула всеобщая беда» - началась Великая Отечественная война.  Пришвин отказался от эвакуации.  Самое трудное время (с июля 41-го по декабрь 43-го года) он прожил в деревне Усолье, разделив с местными жителями все тяготы непосредственной близости к фронту и написав цикл рассказов о ленинградских детях, живших в детдоме по соседству с Усольем.
427896_91956190Как только отгремели залпы «катюш» и победный салют озарил московское небо, Пришвин написал сказку-быль «Кладовая солнца». В ней таинственная русская природа, как и в народной сказке, олицетворена. Как разумные существа воспринимаются стонущие деревья, злой ветер, елочки-старушки, черный ворон, стерегущий гнездо, не говоря уже о собаке Травке, волке Сером помещике, Зайце-русаке.
Сказка Пришвина светится добрым отношением к людям и любовью к природе.
Документом жизни Пришвина были его дневники, точные, сделанные с натуры зарисовки природы. Эти мимолетные поэтические записи, эти чудесные лирико-философские миниатюры, почти стихотворения в прозе, складывались в самостоятельные книги. Так родились «Лесная капель» и «Глаза земли». Пришвин дал им точную характеристику: «это сердечная мысль».пр
Очень точно о литературном таланте Михаила Михайловича написал его собрат по перу К. Г. Паустовский: «Слова у Пришвина цветут, сверкают.  Они -  то шелестят, как листья, то бормочут, как родники, то пересвистываются,  как птицы…». Паустовский призывал перечитывать Пришвина, «открывая все новые драгоценности в каждой строке его прозы-поэзии».



Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) продолжил традиции Пришвина в литературе.  Его пейзажи глубоко лиричны.

   Я никогда не мог писать о людях вне пейзажа
и самых простых явлений природы…

К. Паустовский
Прекрасно владея словом, являясь подлинным знатоком русского языка, К.Г.Паустовский считал природу одним из источников этих знаний.
558d4296642bbВ своей книге «Золотая роза» автор передает слова лесника: " Да вот этот самый родник. Я это слово давно приметил. Все его обхаживаю. Надо думать получилось оно оттого, что тут вода зарождается. Родник родит реку, а река льется - течет через всю нашу матушку - землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит, - родник, родина, народ. И все эти слова как бы родня между собой..."
"Простые эти слова, - утверждает Паустовский, - открыли мне глубочайшие корни нашего языка. Весь многовековой опыт народа, вся поэтическая сторона его характера заключались в этих словах".
К. Паустовский стремился писать так, чтобы его слово приблизилось хотя бы отчасти к гениальной точности и простоте природы. Он был убежден, что в природе все талантливо.62608
«Сейчас на реке я подумал, что шедевры существуют не только в искусстве, но и в природе, - пишет он в рассказе «Наедине с осенью».- Разве не шедевр этот крик журавлей и их величавый перелет по неизменным в течение многих тысячелетий воздушным дорогам…
Да что говорить! Каждый осенний лист был шедевром, тончайшим слитком из золота и бронзы, обрызганным киноварью и чернью.
Каждый лист был совершенным творением природы, произведением ее таинственного искусства…»


                                       
  Ты раскрой мне, природа, объятия,
                          Чтоб я слился с красою твоей!
                                                              И.  Бунин
2504
Описание родной природы занимает огромное место в произведениях Ивана Бунина (1870-1953), детство которого прошло среди орловских полей и лесов. Красота русского края навсегда покорила сердце писателя. Русский пейзаж нашел в нем своего певца.
Одним из самых лирических и поэтических рассказов Бунина стали «Антоновские яблоки». «Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести». В этих словах  слышится очарование ранней осени.



Я думаю, что близость к природе и праздность
составляют необходимые элементы счастья:
9b4c3ff15dfc
без них оно невозможно
                                                                                  А.  П. Чехов

О волшебном воздействии вольных просторов на человека написана чеховская «Степь». Человек черпает в природе все многообразие душевных состояний – и отчаяние, тоску, скорбь, и радостное воодушевление, и сознание величия бытия.   «…  в трескотне насекомых,…в голубом небе, в лунном свете, в полете ночной птицы, во всем, что видишь и слышишь, начинает чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни; душа дает отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей».

”В самой природе нет ничего ухищренного, мудреного,
она никогда ничем не щеголяет, не кокетничает.
 В своих прихотях она добродушна”.

            И. С. Тургенев

1012204853Единство человека и мира природы, будь то лес, степь, река или зверь, мы ясно видим в произведениях И. С. Тургенева (1818-1883).
Особенности изменения природы в течение одного июльского дня живописно рисует автор в рассказе «Бежин луг». Начинается он описанием раннего утра и рассвета.  «Кротким румянцем» называет Тургенев пылание утренней зари. Потом автор ведет читателя по жаркому летнему дню.   Природа очаровывает героя до тех пор, пока он не понимает, что заблудился. Ночной лес загадочен  и таинственен. Неуловимый, мистический страх охватывает героя.  Но перед светом зажженного ребятами костра на Бежином лугу отступает зловещий ночной мрак, и в душе охотника наступает успокоение.  А вместе с ним возвращается и очарование  русской летней ночи.

                          …весь огромный мир кругом меня,
надо мной и подо мной полон неизведанных тайн
и я их буду открывать всю жизнь,
потому что это самое интересное,
самое увлекательное занятие в мире!

В. Бианки     
58215c803dde1Тайны природы раскрывал в своих сказках, рассказах и повестях для детей Виталий Бианки (1894-1959). В его произведениях – открытия на каждом шагу.   «Где раки зимуют?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?» мы узнавали из его рассказов.  Кратким самоучителем любви к родной природе называл Бианки  свою самую большую книгу - «Лесную газету». Он дополнял и исправлял ее всю жизнь.  В ней природа времен года впервые показана не как набор разрозненных событий, а как их неразрывная цепь.product_detailed_image_261720_47180
«Есть такое емкое выражение – «темный лес».  Это и наше незнание, и предубеждения, суеверия, неверные представления.  Книжки  Бианки делают для нас темный лес светлым», - писал  Н. Сладков.

Тема природы в художественной литературе неиссякаема  как родники.  Начинали мы ее с Пришвина,  и хочется процитировать его еще раз: «Природа есть родина всех талантов, начиная от росинки-солнца, сверкнувшей всеми огнями, кончая талантами, переходящими в историю культуры».








1032199   2846806_sbig1


Соотечественники Виктора Мари Гюго (1802-1885)  могут им гордиться,  прежде всего, как знаменитейшим французским поэтом. Не мене  известен он и как драматург. Но сердца миллионов читателей всего мира, а также сердца читателей нашей библиотеки, Гюго завоевал своими популярными романами. Многие из нас в  юности плакали  над горестной судьбой прекрасной цыганки Эсмеральды и несчастного безобразного горбуна Квазимодо. Иные  восхищались отважным Гаврошем, сочувствовали  крошке Козетте или Жану Вальжану, негодовали  от поступков бессердечного полицейского сыщика Жавера. Известных  героев Гюго помнят и любят многие поколения читателей разных стран.

В творчестве Гюго нет ничего двусмысленного, загадочного, его симпатии и антипатии отчетливо выражены, его персонажи  до конца раскрываются перед читателем, его эмоции определённы и всем понятны. Его положительные герои вызывают любовь и сочувствие, а отрицательные пробуждают  негодование и гнев всех простых людей. У Виктора Гюго все предпосылки  быть знаменитым и популярным, и он действительно популярен в лучшем смысле этого слова: его творчество  доступно широчайшим массам читателей, его мысли и чувства  очень близки и понятны им, его творчество объявлено народным. 

thumb300В своем известном романе «Собор Парижской Богоматери»(1831)  Гюго рисует Париж  ХV века.  Воплощение силы и мощи народа писатель  видит в грандиозных архитектурных ансамблях этого собора, который является чудесным произведением искусства, оскверненным преступлениями фанатиков и изуверов католической религии. Не король и не ученый монах, не судья и не торговец оказываются в романе носителями высших нравственных качеств, а уличная плясунья Эсмеральда и глухой звонарь Квазимодо.
В  предисловии автор написал: «Одна из главных целей моих - вдохновить нацию любовью к нашей архитектуре».     
Сегодня Собор Парижской Богоматери – один из самых известных памятников в Европе, ежедневно его посещает множество  туристов. Осип Мандельштам посвятил свое стихотворение «Notre Dame» этому удивительному произведению архитектуры, восхищаясь величием и красотой собора.
Филипп Пети – известный французский канатоходец 6 июня 1971 года, проходит  по канату, натянутому между двумя башнями Собора Парижской Богоматери. Под впечатлением этого события  Владимир Высоцкий пишет песню "Канатоходец".

339114_84673936
Роману «Отверженные» Гюго отдал около двадцати лет жизни. Чтобы понять, что же это за произведение, достаточно привести один эпизод из жизни его автора.
Когда роман «Отверженные»(1862) увидел свет и Гюго очень хотелось узнать,  как воспринял этот  роман читатель, он послал срочную очень лаконичную телеграмму своему издателю: «?», и получил такой же немногословный ответ: «!»

main_img
В «Тружениках моря», написанных под непосредственным впечатлением жизни на островах Ламаншского архипелага, где люди находятся в прямой зависимости от окружающей их стихии, вечно волнующегося океана, который оказывается  для них -  то кормильцем и другом, то грозным противником, Гюго увлекся темой  человека и природы. История нормандского рыбака Жильята - скромного и честного человека труда, дала возможность автору развернуть те художественные образы и те мысли, которые можно назвать его философией природы.



Возможно, немногим меньше знаком нашим читателям Гюго-поэт, но и здесь он слепит  водопадом фантазии, радугой красок, богатством словаря, неслыханным умением звукописать все: от грохота бури или лязга оружия до полночной тишины:
Порт сонный,
Ночной,
Плененный
Стеной;
Безмолвны,
Спят волны,-
И полный
Покой.

Одним из наиболее ярких публицистических сочинений является очерк «Париж», ведущей темой которого является идея мира. Рассуждения о войне как о «самоубийстве народов» патетический призыв к миру и дружбе между народами – все это в обстановке военных авантюр Наполеона III носило антивоенный  характер. В письме к издателю Лакруа 28 апреля 1867 года Гюго называет этот очерк «нашим объявлением мира» и выражает надежду на то, что очерк появится вовремя среди нынешнего «бряцания оружием».

Сегодня особенно убедительно звучит протест Гюго против войны и насилия, его призывы к человечности, к миру и братству между народами. В нынешний ответственный момент истории человечества Виктор Гюго – наш союзник.

Нет почти ни одного крупного русского писателя,  который так или иначе не выразил бы своего отношения к Гюго. Толстой находил в его сочинениях много чистоты, искренности, здоровых и полезных идей. Тургенев говорил, что Гюго – «… монументальный дуб, это действительно дивное воплощение французского гения». Достоевский считал «Отверженные» одним из лучших романов в мировой литературе. Горький говорил о Гюго как об одном из крупнейших алмазов Франции.

И вполне понятно, что многие выражения Виктора Гюго стали крылатыми:

Во внутреннем мире человека доброта — это солнце.

Дети сразу и непринужденно осваиваются со счастьем, ибо они сами по природе своей — радость и счастье.

Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст.

Мир — добродетель цивилизации, война — ее преступление.

Преступления властей нельзя вменять в вину тем, над кем они властвуют: правительства подчас бывают бандитами, народы же – никогда.

Побеждать — глупейшее занятие. Не победить, а убедить — вот что достойно славы.

Разум человеческий владеет тремя ключами, открывающими все: цифрой, буквой, нотой. Знать, думать, мечтать. Все в этом.

Смех — это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица.

Спасти свободу можно только через братство.

У человека есть только один тиран — невежество.

Перед великим умом я склоняю голову, перед великим сердцем – преклоняю колени.

Чтобы изменить человека, нужно начинать с его бабушки.

Всякого рода грубость тает, словно на огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг.

Один забавный случай произошел с писателем в Пруссии, когда жандарм спросил, заполняя  анкету,  чем он занимается. Виктор Гюго ответил, что пишет.
- Чем же вы зарабатываете на жизнь?
- Пером.
Жандарм записал: «Гюго. Торговец перьями».

Еще при жизни Гюго улицу, на которой он жил назвали его именем. Поэтому, когда писатель оставлял кому-то свой адрес, или отвечал на письма, он писал: «Месье Виктору Гюго на его авеню в Париже».


978-5-389-04215-5 Публикация1i



 









Vladimir-Spektor




  «О Луганске своем говорю, и всегда –
         как о близком, родном человеке…»
В. Спектор











Владимир Спектор – известный  поэт, литературный деятель, журналист. Автор более 20 поэтических сборников. Первый из них под названием «Старые долги»  вышел в 1991 году, когда автору было 39 лет.

i
В 2008 году в Луганске  была издана книга Владимира Спектора под названием «Мальчик с  улицы Английской и другие…». Этот сборник отличается от других книг автора тем, что включает  не стихи, а журналистскую прозу.

Город  Луганск, люди,  жившие в нем когда-то, и живущие по сей день, и даже промышленные предприятия стали главными героями этой книги.

Первый очерк посвящен судьбе и личности Владимира Даля, родившегося в Луганске в 1801 году. Интересные и малоизвестные факты из жизни этого выдающегося и уникального во всех отношениях человека, вы непременно узнаете, прочитав  эссе.

        В очерках, вошедших в книгу,  автор пишет о Михаиле Матусовском, семье  Алчевских, Юрии Ененко и других известных земляках.

        Со многими героями своей книги автор ведет беседы на самые разные темы - театр и кино, поэзия и проза, футбол и авторская песня, дети и литература, мирское и божественное.

        Поэт и тележурналист Татьяна Дейнегина говорит о том, что
« … обязательными качествами телеведущего должны быть положительная энергетика и обаяние, мгновенная реакция, чувство юмора, высокий уровень интеллекта и образованности. И, главное, умение любить людей».

            Елена Руниписатель,  журналист, выпускающий редактор литературного альманаха «Свой вариант» высказывает неожиданную мысль: «Я, например, вижу, как книги выбирают меня. Возможно, они выбирают и вас?»
       
Элеоноре Булгаковой, живущей ныне в Харькове, но родившейся в  Ворошиловградской (Луганской) области в поселке энергетиков ШтэрГРЭС, принадлежат следующие строки:
Костел в Прибалтике
И церковь в Украине,
Бухарский муэдзин и минарет
В стремленьи к Богу мы едины.
Так почему меж нами мира нет?
Элеонора Эммануиловна много общается с детьми и пишет для них. Интересный диалог с Элеонорой Булгаковой вы прочтете в книге В.Спектора.
«Моя любимая книга – жизнь, в стихах и прозе… - говорит Элеонора  Эммануиловна. - А свои книги я пишу и, словно отправляю их  читателю до востребования. И они находят друг друга».

Скажи, что стоит жизнь моя?
Рисунков пару черно-белых,
Да несколько стихов незрелых?..
    Это строки из стихотворения   Татьяны Снежиной, вспыхнувшей на небосклоне эстрады светлой звездочкой на короткий миг. Историю ее недолгой, но яркой жизни вы найдете в книге В. Спектора.

        Прекрасные актеры Луганских театров Михаил Голубович и Валерий Музыка, Полина Шкуратова и Дмитрий Витченко, золотые голоса Луганска Вера Андрияненко, Джульетта Якубович, Людмила Манасян, скрипач Виктор Липов стали не только героями очерковВ. Спектора , но и чрезвычайно интересными его собеседниками.
«Та заводская проходная, что в люди вывела меня…»
Многие страницы книги В. Спектора посвящены истории Луганского тепловозостроительного завода. Не удивительно, ведь автор сам не один год проработал конструктором на этом заводе. Кем и когда был создан завод, как работал в разные периоды истории, как приближал победу в годы Великой Отечественной войны – обо всем этом увлекательно и познавательно пишет автор.  Непростые, но счастливые судьбы конструкторов, инженеров, директоров и простых рабочих  были тесно связаны с заводом. О них, героях ратного труда, рассказывает с любовью В. Спектор.

В рубрике «Праздник на чужой улице»,  читатель найдет и лирические географические отступления. Например, о Швейцарии – Европейской державе, где четыре языка имеют статус государственного. Причем на одном из них, ретороманском,  говорят всего 2% населения, но изучают его, тем не менее,  во всех школах.

Говоря  со своим читателем о Великой Отечественной войне на земле Донбасса, о  молодежной подпольной организации «Молодая Гвардия», о ветеранах Киме Михайловиче Иванцове, Александре Федоровиче Буянове, автор призывает современников помнить о прошлом ради будущего.

Все закончится когда-нибудь,
Смолкнут позабытым эхом взрывы.
Жаль, что невозможно заглянуть
В будущее — как вы там? Все живы?

Жаль, что продолжается война,
Проявляясь масками на лицах.
И уже почти что не видна
Тень любви. А ненависть все длится.

Это стихотворение замечательного поэта Владимира  Спектора наполнено неподдельной тревогой, как и наша сегодняшняя жизнь.
Давайте не забывать, что ненависть разрушает. Созидает только любовь.





kataev     4369433_sbig



Один из основоположников русской советской литературы Валентин Катаев (1897-1986) занимает в ней свое неповторимое место.
Многим нашим самым маленьким читателям творчество этого писателя знакомо с самого раннего детства. Устами ребенка эти волшебные слова произносились не один раз и, скорее всего, произносятся до сих пор:

aa97cb6fa989ecaa9b6aeb9549449d25 Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли —
Быть по-моему вели.

Конечно же, это  волшебные заклинания из фантастической сказки Катаева «Цветик-семицветик», которую, как и многие другие,  глубоко искренние сказки,  автор сочинял для своих детей Павлика и Жени, чьи имена даны главным героям.

26704884Скульптура «Цветик-семицветик» установлена в Перьми, неподалеку от театра кукол.

Едва ли найдется человек, который не читал «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова, или хотя бы не знает о существовании такого романа.  А ведь гениальная идея этого искрометного произведения принадлежит Валентину Катаеву. Именно он познакомил брата Евгения (псевдоним Петров)  с Ильей Ильфом и поспособствовал началу этого творческого дуэта, отдав все права на роман, с единственным условием – посвятить ему издание «Двенадцати стульев». Поэтому надпись: «Посвящается  Валентину Петровичу Катаеву» мы всегда видим на первой странице этого издания.

48Повесть «Сын полка» - одно из самых «солнечных» произведений военного времени, согретое необыкновенной теплой. Катаев показал, что доброта, сострадание, человечность не могут притупиться даже  в пору самых жестоких испытаний.

В годы Великой Отечественной войны Катаев пишет повесть «Жена», посвященную памяти погибшего на войне брата Евгения. Повесть  стала своего рода гимном советской женщине, вынесшей, несмотря на утраты, непосильное бремя войны.

Большую часть своей жизни В.Катаев прожил в Москве и Переделкине, но до конца жизни оставался одесситом, у него был неистребимый одесский акцент. Удивительный язык Одессы в значительной степени стал литературным языком Катаева  и события многих его произведений происходят в этом южном городе.

Широкую популярность и известность принесла Катаеву повесть,  названная 57adf23288fc6лермонтовской строкой  «Белеет парус одинокий» о мальчиках Пете Бачей и Гаврике Черноиваненко и событиях 1905г. Книга оказала большое патриотическое воздействие на юное поколение того времени и стала любимейшей книгой молодежи. По этой повести был снят одноименный фильм, сценарий к которому написал сам Катаев.

Позднее Валентин Катаев пишет  продолжение - «Хуторок в степи», «Зимний ветер» и «За власть Советов» («Катакомбы»), которые потом выходят как единая эпопея под названием «Волны Черного моря».

petya.gavrik10Бронзовая скульптурная композиция, посвящённая героям повести «Белеет парус одинокий» - мальчишкам Пете и Гаврику, расположена в центре Одессы.
36d4cffaabe3d327643a748cf208113a_0_4b81b_4b638166_XXXL


А на «Привозе», в рыбном корпусе можно увидеть мадам Стороженко "хозяйку рыбного рынка", ругающую местных мальчишек из-за плохого улова: "Так это не бычки, а воши! Тут разве есть, что жарить?".

В 1978г. вышла книга Катаева, названная строкой из «Бориса Годунова» А.Пушкина «Алмазный мой венец», вызвавшая разноречивую реакцию, как читателей, так и критиков.

Эта книга-размышление о разных людях, где реальные факты перемешаны с выдумкой автора. Кажется, что попадаешь в какой-то волшебный театр, где герои появляются в масках и имеют условные имена. А читатель, вовлеченный в эту литературную игрудолжен сам догадаться, что под маской «королевича» скрывается Есенин. «Синеглазым» окрещен Булгаков, «конногвардейцем» – Бабель,  «штабс-капитаном» – Зощенко. «Мулат» – это Пастернак, «щелкунчик» – Мандельштам,  «командор» Маяковский и т.д.


12806310db43
oblozhka-knigi-beleet-parus-odinokiy.-hutorok-v-stepi-130772 461309Творчество В.Катаевакак бы одна большая книга, а в этой книге множество страниц, написанных по-разному.


Открывайте эту книгу и читайте!





В Р Е М Я П О Э З И И





a_592576a3



           Кто были мы,  шестидесятники? 
            На гребне вала пенного 
              в двадцатом веке как десантники 
                  из двадцать первого.

                      Е. Евтушенко

                               … друзей моих прекрасные черты
                                  появятся и растворятся снова.
                                                       Белла Ахмадулина


Шестидесятые годы ХХ столетия понятие не только хронологическое, но и историческое. Его рамки определяются по-разному.  Чаще всего это середина 50-х годов (ХХ съезд КПСС) и август 1968 г. (ввод советских войск в Чехословакию).  С легкой руки Ильи Эренбурга эта эпоха получила название «оттепель». Данная метафора точно выражает характер краткого исторического межсезонья со всеми его надеждами и разочарованиями.

В эти годы царила атмосфера открытости и свободы. Первыми почувствовали изменения общественного климата поэты, и отразили это в своих произведениях.  Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий оказались в эпицентре литературной жизни.  Они читали свои стихи со сцены Всемирного фестиваля молодежи и студентов, собирали своими выступлениями  огромные залы и стадионы.

Прощание с Политехническим

(Большой аудитории посвящаю)5

Политехнический –

Моя Россия! –

Ты очень бережен и добр, как бог,

Лишь Маяковского не уберег…

Поэты падают,

Дают финты

Меж  сплетен, патоки

И суеты,

Но где б я ни был – в земле, на Ганге, -

Ко мне прислушивается

Магически

Гудящей

раковиной

гиганта

ухо

Политехнического!

А. Вознесенский. 1962 год

Нередко это поколение называют последними романтиками.  Их лирический герой – молодой человек, ровесник автора, устремленный навстречу солнцу, весне, пестрому кипению жизни:





3
Блещет вымытыми стёклами
мир -


сплошная новизна.


В мире наступила тёплая,


настоящая весна...



                           Р.Рождественский



12

Из конца в конец апреля путь держу я,
Стали звезды и крупнее и добрее.
Что ты, мама, это я дежурю, я дежурный по апрелю.

        Б.Окуджава



Правдолюбцы, идеалисты, экспериментаторы  как вихрь ворвались  в литературу и оставили в ней неизгладимый след.

«Какие мы были? Мы были тощие и уже тогда ничего не боялись… ,- вспоминал Андрей Вознесенский.- Вопреки легенде мы не так часто выступали вместе. Аудитории у нас были разные… Читали тоже по-разному … Общими были страсть страны, воздух надежд, люди, верящие в нас, творческий взлет шестидесятых».

В 2016 году Нобелевская  премия  по литературе  была присуждена Бобу Дилану с формулировкой «за создание нового поэтического языка в великой американской песенной традиции».

2610594_900
    А знаете ли вы, что в 1985 году Боб Дилан  наряду с Андреем Вознесенским, Евгением Евтушенко, Робертом Рождественским, Булатом Окуджавой, Андреем Дементьевым выступал  на одной сцене в Лужниках на Вечере Мировой Поэзии.


Иногда приходится слышать, что сейчас наступило время прозы.  Но каждый по-своему ощущает время.  И если «стихотворение – это духовный микрокосм, духовная форма» (Вознесенский), и если поэзия «есть лучшие слова в лучшем порядке» (С. Т. Кольридж), то ее время будет всегда.

Время поэзии всегда будет там, где есть светлые и прекрасные человеческие чувства, там, где говорит душа.

В настоящее время к творчеству поэтов-шестидесятников обращаются  не только истинные ценители ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ПОЭЗИИ, но и  молодежь, только открывающая  для себя неисчерпаемый мир поэтического слова.

мы однажды уйдем…
Ничего
не сказав.
Не успев попрощаться...
Что
с того?
Все равно: это —
слышишь ты?—
счастье.
Сеять хлеб
на равнинах,
ветрами продутых...

Жить взахлеб!
Это здорово кто-то придумал!

Р. Рождественский



1328
10
11

350282










6







regina_spektor_molitva_fransua_vijona_avt_bulat_okudzhava

















Метки

Profile

lylabon
Lylabon



Разработано LiveJournal.com
Designed by Akiko Kurono